Бесплатная библиотека всех действующих ГОСТов
www.docload.spb.ru

Все стандарты, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

 

Утвержден

Приказом

Федерального агентства

по техническому регулированию

и метрологии

от 28 марта 2005 г. N 65-ст

 

Дата введения -

15 сентября 2005 года

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

БЕЗОПАСНОСТЬ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

 

СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ

ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ

 

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

SAFETY IN EMERGENCIES. STRUCTURED SYSTEM

FOR MONITORING AND CONTROL OF BUILDING/CONSTRUCTION

ENGINEERING EQUIPMENT. GENERAL REQUIREMENTS

 

ГОСТ Р 22.1.12-2005

 

Предисловие

 

Задачи, основные принципы и правила проведения работ по государственной стандартизации в Российской Федерации установлены ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения" и ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".

 

Сведения о стандарте

 

1. Разработан Федеральным государственным учреждением "Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций" (Федеральный центр науки и высоких технологий) (ФГУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ)), компанией "Экономические Программы" (ЭкоПрог) и Учебно-консультационным центром ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС" (УКЦ ФГУ ВНИИ ГОЧС "БАЗИС").

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 71 "Гражданская оборона, предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций".

3. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 марта 2005 г. N 65-ст.

4. Настоящий стандарт разработан в обеспечение реализации Федеральных законов от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", Постановлений Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от 24 марта 1997 г. N 334 "О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера".

5. Введен впервые.

 

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в указателе "Национальные стандарты", а текст этих изменений - в информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована в информационном указателе "Национальные стандарты".

 

1. Область применения

 

Настоящий стандарт устанавливает:

- категории потенциально опасных объектов, зданий и сооружений (далее - объектов), подлежащих оснащению структурированными системами мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС);

- основные требования к построению СМИС;

- перечень функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов;

- порядок информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района (далее - ЕДДС);

- порядок проведения испытаний и приемки в эксплуатацию СМИС.

Положения настоящего стандарта предназначены для использования: федеральными органами исполнительной власти, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), и их территориальными органами; органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления; органами управления, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органов управления ГОЧС), взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательскими, проектными, строительными и монтажными организациями всех форм собственности, осуществляющими проектирование, строительство, монтаж и капитальный ремонт объектов.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

3.1603-91. Единая система технологической документации. Правила оформления документов на технологические процессы (операции) сбора и сдачи технологических отходов.

ГОСТ 12.1.030-81. Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Защитное заземление, зануление.

ГОСТ 34.003-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Термины и определения.

ГОСТ 34.601-90. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы. Стадии создания.

ГОСТ 34.603-92. Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем.

ГОСТ 14254 (МЭК 529-89). Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (Код IP).

ГОСТ Р 22.7.01-99. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения.

ГОСТ Р 51769-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения.

ГОСТ Р 52108-2003. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения.

Примечание. При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю "Национальные стандарты", составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

 

3. Термины, определения и сокращения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    АВАРИЯ:   опасное  техногенное  происшествие,  создающее  на│

│объекте,  определенной  территории  или акватории угрозу жизни и│

│здоровью  людей  и  приводящее  к разрушению зданий, сооружений,│

│оборудования и транспортных средств, нарушению производственного│

│или   транспортного   процесса,   а  также  к  нанесению  ущерба│

│окружающей природной среде.                                    

    Примечание.  Крупная  авария,  как  правило  с человеческими│

│жертвами, является катастрофой.                                

    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.3]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.2.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ   РАБОТЫ   В   ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ  СИТУАЦИИ;│

│аварийно-спасательные  работы  в ЧС: действия по спасению людей,│

│материальных  и  культурных  ценностей, защите природной среды в│

│зоне  чрезвычайных ситуаций, локализации чрезвычайных ситуаций и│

│подавлению   или   доведению  до  минимально  возможного  уровня│

│воздействия    характерных    для    них    опасных    факторов.│

│Аварийно-спасательные  работы характеризуются наличием факторов,│

│угрожающих  жизни  и  здоровью  проводящим эти работы, и требуют│

│специальной подготовки, экипировки и оснащения.                

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.5]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.3. АККРЕДИТАЦИЯ: официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия [1].

3.4. БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ: состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений [1].

3.5. ДЕКЛАРИРОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ: Форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов [1].

3.6. ДЕКЛАРАЦИЯ О СООТВЕТСТВИИ: документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов [1].

3.7. ДЕСТАБИЛИЗИРУЮЩИЙ ФАКТОР: отклонение от нормативных значений технических параметров производственных процессов и процессов обеспечения функционирования зданий и сооружений.

3.8.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЕДИНАЯ  ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ  СЛУЖБА  ГОРОДА;  ЕДДС:  орган│

│повседневного  управления  местной  (городской) подсистемы РСЧС,│

│предназначенный    для    координации    действий   дежурных   и│

│диспетчерских (дежурно-диспетчерских) служб города и создаваемый│

│при органе управления ГОЧС.                                    

    [ГОСТ Р 22.7.01-99, раздел 3, первый абзац]                

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.9.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ; ЖОН ЧС:│

│совокупность   взаимоувязанных  по  времени,  ресурсам  и  месту│

│проведения  силами  и  средствами Единой государственной системы│

│предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных  ситуаций  (РСЧС)│

│мероприятий,  направленных  на  создание  и поддержание условий,│

│минимально   необходимых  для  сохранения  жизни  и  поддержания│

│здоровья  людей  в  зонах чрезвычайной ситуации, на маршрутах их│

│эвакуации  и  в  местах  размещения  эвакуированных  по нормам и│

│нормативам  для  условий  ЧС,  разработанным  и  утвержденным  в│

│установленном порядке.                                         

    [ГОСТ Р 22.3.05-96, статья 2.1.1]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.10.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЗАЩИТА  НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ; защита населения│

│в  ЧС: Совокупность взаимосвязанных по времени, ресурсам и месту│

│проведения  мероприятий РСЧС, направленных на предотвращение или│

│предельное  снижение  потерь  населения  и  угрозы  его  жизни и│

│здоровью   от   поражающих  факторов  и  воздействий  источников│

│чрезвычайной ситуации.                                         

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.7]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.11.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЗАЩИТНОЕ  СООРУЖЕНИЕ: инженерное сооружение, предназначенное│

│для   укрытия   людей,   техники   и  имущества  от  опасностей,│

│возникающих  в  результате  последствий  аварий или катастроф на│

│потенциально опасных объектах, либо стихийных бедствий в районах│

│размещения  этих  объектов,  а  также от воздействия современных│

│средств поражения.                                             

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.10]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.12. ЗАЯВИТЕЛЬ: физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия [1].

3.13. ЗДАНИЕ: строительная система, состоящая из несущих и ограждающих или совмещенных (несущих и ограждающих) конструкций, образующих наземный замкнутый объем, предназначенный для проживания или пребывания людей в зависимости от функционального назначения (жилые дома, промышленные здания, стадионы, торговые центры, больницы, школы, киноконцертные залы и т.п.).

3.14.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЗОНА  ВЕРОЯТНОЙ  ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; зона ВЧС: территория│

│или акватория, на которой существует либо не исключена опасность│

│возникновения чрезвычайной ситуации.                            

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, пункт 2.1.18]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.15.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЗОНА   ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ   СИТУАЦИИ;   зона  ЧС:  территория  или│

│акватория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.         

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.17]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.16.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ИСТОЧНИК   ТЕХНОГЕННОЙ   ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ   СИТУАЦИИ;   источник│

│техногенной  ЧС:  опасное техногенное происшествие, в результате│

│которого   на  объекте  определенной  территории  или  акватории│

│произошла техногенная чрезвычайная ситуация.                   

    Примечание.  К  опасным  техногенным  происшествиям  относят│

│аварии  на  промышленных  объектах  или  на  транспорте, пожары,│

│взрывы или высвобождение различных видов энергии.               

    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.2]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.17. ИНЖЕНЕРНЫЕ СИСТЕМЫ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ: функционально законченный комплекс технических средств, предназначенный для создания и поддержания условий, при которых наиболее эффективно осуществляется работа оборудования и жизнедеятельность людей.

3.18. ИНЖЕНЕРНЫЙ РИСК ОБРУШЕНИЯ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ): величина, зависящая от степени повреждения и характеризующая вероятность обрушения здания (сооружения) для рассматриваемого интервала времени, 1/год [2].

3.19. ИНЖЕНЕРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ): величина, характеризующая способность здания (сооружения) противостоять возможному обрушению, опасному для жизни людей [2].

3.20.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЛИКВИДАЦИЯ    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ    СИТУАЦИЙ;    ликвидация    ЧС:│

│аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при│

│возникновении  чрезвычайных  ситуаций и направленные на спасение│

│жизни  и  сохранение  здоровья  людей,  снижение размеров ущерба│

│окружающей  природной  среде  и  материальных  потерь,  а  также│

│локализацию  зон  чрезвычайных  ситуаций,  прекращение действия,│

│характерного для опасных факторов.                             

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.2]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.21.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ; неотложные работы│

│в ЧС: аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы,│

│оказание     экстренной     медицинской    помощи,    проведение│

│санитарно-эпидемиологических  мероприятий и охрана общественного│

│порядка в зоне чрезвычайной ситуации.                          

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.4.4]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.22.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ОБЪЕКТ     МОНИТОРИНГА:     природный,    техногенный    или│

│природно-техногенный  объект  или его часть, в пределах которого│

│по  определенной  программе осуществляются регулярные наблюдения│

│за  окружающей средой с целью контроля за ее состоянием, анализа│

│происходящих  в  ней  процессов,  выполняемых для своевременного│

│выявления и прогнозирования их изменений и оценки.             

    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.5]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.23.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ОПАСНОСТЬ   В   ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ   СИТУАЦИИ;   опасность  в  ЧС:│

│состояние,   при   котором   создалась   или   вероятна   угроза│

│возникновения   поражающих   факторов  и  воздействий  источника│

│чрезвычайной  ситуации на население, объекты народного хозяйства│

│и окружающую природную среду в зоне чрезвычайной ситуации.     

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.10]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.24. ОЦЕНКА СООТВЕТСТВИЯ: прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту [1].

3.25.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ПОТЕНЦИАЛЬНО  ОПАСНЫЙ ОБЪЕКТ: объект, на котором используют,│

│производят,    перерабатывают,    хранят    или   транспортируют│

│радиоактивные,   пожаровзрывоопасные,   опасные   химические   и│

│биологические  вещества, создающие реальную угрозу возникновения│

│источника чрезвычайной ситуации.                               

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.24]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.26.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ПОТЕНЦИАЛЬНО  ОПАСНОЕ  ВЕЩЕСТВО; опасное вещество: вещество,│

│которое  вследствие  своих физических, химических, биологических│

│или токсикологических свойств предопределяет собой опасность для│

│жизни  и  здоровья  людей,  для  сельскохозяйственных животных и│

│растений.                                                      

    [ГОСТ Р 22.0.05-94, статья 3.1.8]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.27.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ;  предупреждение  ЧС:│

│комплекс  мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных│

│на   максимально   возможное   уменьшение   риска  возникновения│

│чрезвычайных  ситуаций,  а  также  на сохранение здоровья людей,│

│снижение   размеров   ущерба   окружающей   природной   среде  и│

│материальных потерь в случае их возникновения.                  

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.1]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.28.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ  ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ; прогнозирование ЧС:│

│опережающее   отражение  вероятности  возникновения  и  развития│

│чрезвычайной  ситуации  на  основе  анализа  возможных причин ее│

│возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.             

    Примечание.   Прогнозирование   может  носить  долгосрочный,│

│краткосрочный или оперативный характер.                        

    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.1.2]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.29.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ     ТЕХНОГЕННЫХ    ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ    СИТУАЦИЙ;│

│прогнозирование    техногенных    ЧС:    опережающее   отражение│

│вероятности   появления   и  развития  техногенных  чрезвычайных│

│ситуаций  и  их последствий на основе оценки риска возникновения│

│пожаров, взрывов, аварий, катастроф.                           

    [ГОСТ Р 22.1.02-95, статья 3.2.5]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.30. ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОПАСНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ: состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий [3].

3.31.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЕДИНАЯ  ГОСУДАРСТВЕННАЯ  СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ│

│ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ  СИТУАЦИЙ;  РСЧС:  система  органов  исполнительной│

│власти  Российской  Федерации  и субъектов Российской Федерации,│

│органов  местного  самоуправления,  государственных учреждений и│

│различных   общественных   объединений,   а   также   специально│

│уполномоченных  организационных  структур  с  имеющимися  у  них│

│силами   и   средствами,   предназначенными  для  предупреждения│

│чрезвычайных  ситуаций,  а  в  случае  их возникновения - для их│

│ликвидации,    обеспечения    безопасности   населения,   защиты│

│окружающей среды и уменьшения потерь и материального ущерба.   

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.2.1]                           

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.32.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    РИСК   ВОЗНИКНОВЕНИЯ   ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ   СИТУАЦИИ;   риск   ЧС:│

│вероятность  или  частота  возникновения  источника чрезвычайной│

│ситуации, определяемая соответствующими показателями риска.    

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.11]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.33. СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ: программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, в том числе вызванных террористическими актами, пожарной безопасности, взрывобезопасности, охраны и оповещения людей о чрезвычайных ситуациях.

3.34. СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ: программно-технический комплекс, предназначенный для решения задач бесперебойного (в пределах нормативных показателей) обеспечения функционирования оборудования (теплоснабжения, водоснабжения и канализации, электроснабжения, газоснабжения и т.п.), потенциально опасных объектов, зданий и сооружений.

3.35. СТРУКТУРИРОВАННАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ; СМИС: построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обеспечения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС [4].

3.36. СООРУЖЕНИЯ: строительная система, не имеющая наземного замкнутого объема, - мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены, гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов.

3.37. СТЕПЕНЬ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЗДАНИЯ (СООРУЖЕНИЯ): величина, характеризующая утрату первоначальных технико-эксплуатационных качеств (прочности, устойчивости, надежности и т.д.) в результате воздействия природно-техногенных факторов [2].

3.38.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ   СИТУАЦИЯ;   ЧС:  обстановка  на  определенной│

│территории  или  акватории,  сложившаяся  в  результате  аварии,│

│опасного  природного  явления,  катастрофы, стихийного или иного│

│бедствия,   которые   могут   повлечь   или  повлекли  за  собой│

│человеческие   жертвы,   ущерб  здоровью  людей  или  окружающей│

│природной  среде,  значительные  материальные потери и нарушение│

│условий жизнедеятельности людей.                                

    Примечание.  Различают  чрезвычайные  ситуации  по характеру│

│источника (природные, техногенные, биолого-социальные и военные)│

│и  по  масштабам  (глобальные  или  национальные,  региональные,│

│местные и локальные или частные).                               

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.1.1]                          

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

3.39.

┌────────────────────────────────────────────────────────────────┐

    ЭВАКУАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ: комплекс мероприятий по организованному│

│выводу и (или) вывозу населения из зон чрезвычайной ситуации или│

│вероятной   чрезвычайной   ситуации,  а  также  жизнеобеспечение│

│эвакуированных в районе размещения.                            

    [ГОСТ Р 22.0.02-94, статья 2.3.16]                         

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

4. Основные положения

 

4.1. Объекты социально-бытового, жилого и иного назначения следует оборудовать СМИС, информационно сопряженными с автоматизированными системами дежурно-диспетчерских служб (далее - ДДС) объектов и ЕДДС с целью предупреждения возникновения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в т.ч. вызванных террористическими актами.

4.2. СМИС создают в целях обеспечения гарантированной устойчивости функционирования системы процессов жизнеобеспечения требуемого качества на контролируемых объектах и выступают как средство информационной поддержки принятия решения по предупреждению и ликвидации ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, диспетчерами ДДС объектов и ЕДДС в условиях действия дестабилизирующих факторов.

В части, касающейся предупреждения ЧС, СМИС является неотъемлемым элементом автоматизированных систем объекта, разработанных по ГОСТ 34.003, ГОСТ 34.601, ГОСТ 34.603 и [5].

4.3. СМИС строят на базе программно-технических средств, осуществляющих мониторинг технологических процессов и процессов обеспечения функционирования непосредственно на объектах и обеспечивающих передачу информации об их состоянии по каналам связи в ДДС этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предвидения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

4.4. Объектами контроля, а в ряде случаев управления должны являться подсистемы жизнеобеспечения и безопасности:

- теплоснабжение;

- вентиляция и кондиционирование;

- водоснабжение и канализация;

- электроснабжение;

- газоснабжение;

- инженерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта;

- лифтовое оборудование;

- система оповещения;

- системы охранной сигнализации и видеонаблюдения;

- системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей и др.).

Объектами контроля должны являться инженерно-технические конструкции (конструктивные элементы) объектов.

4.5. СМИС должны обеспечивать контроль следующих основных дестабилизирующих факторов:

- возникновения пожара;

- нарушения в системе отопления, подачи горячей и холодной воды, вызванные выходом из строя инженерного оборудования на центральных тепловых пунктах, котельных, а также авариями на трубопроводах и приборах отопления;

- нарушения в подаче электроэнергии;

- нарушения в подаче газа;

- отказа в работе лифтового оборудования;

- несанкционированного проникновения в служебные помещения;

- повышенного уровня радиации, предельно допустимой концентрации аварийных химически опасных веществ; биологически опасных веществ; взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей;

- затопления помещений, дренажных систем и технологических приямков;

- утечки газа;

- отклонений от нормативных параметров производственных процессов, способных привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

- изменения состояния инженерно-технических конструкций (конструктивных элементов) объектов.

4.6. СМИС должны обеспечивать:

- прогнозирование и предупреждение аварийных ситуаций путем контроля за параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных;

- непрерывность сбора, передачи и обработки информации о значениях параметров процессов обеспечения функционирования объектов;

- формирование и передачу формализованной оперативной информации о состоянии технологических систем и изменении состояния инженерно-технических конструкций объектов в ДДС объекта;

- формирование и передачу формализованного сообщения о ЧС на объектах, в т.ч. вызванных террористическими актами, в ЕДДС;

- автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и необходимых действиях по эвакуации;

- автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов;

- автоматизированный или принудительный запуск систем предупреждения или ликвидации ЧС по определенным алгоритмам для конкретного объекта и конкретного вида ЧС, которые должны быть утверждены установленным порядком (прекращение подачи газа, воды, включение средств пожаротушения и т.п.). Алгоритмы должны обеспечивать комплексную, взаимосвязанную работу всех необходимых систем безопасности и жизнеобеспечения с целью предупреждения и ликвидации ЧС. Для каждого вида ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, должны быть разработаны свои алгоритмы предупреждения и ликвидации ЧС;

- документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий ДДС объектов.

4.7. В состав СМИС должны входить следующие компоненты:

- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;

- многофункциональная кабельная система;

- сеть передачи информации;

- автоматизированная система диспетчерского управления инженерными системами объектов;

- административные ресурсы.

В комплекс измерительных средств должны входить: аналоговые и (или) цифровые датчики контроля технологических параметров; водо-, газо- и электросчетчики; датчики аварий с дискретными сигналами; датчики контроля изменения состояния инженерных несущих конструкций; датчики обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химически опасных веществ, биологически опасных веществ, значительной концентрации токсичных и взрывоопасных концентраций газовоздушных смесей.

В комплекс средств автоматизации должны входить программируемые логические контроллеры, обеспечивающие дистанционную передачу информации и дистанционное управление исполнительными механизмами.

В качестве исполнительных механизмов следует использовать технические средства, обеспечивающие дистанционное управление (клапаны, задвижки, электроприводы, насосы и т.д.).

В многофункциональную кабельную систему включаются:

- кабеленесущие конструкции;

- электрические и слаботочные кабели;

- коммутирующие устройства (кроссы, электрические шкафы).

В автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами здания входят:

- сеть сбора информации от локальных систем автоматики;

- серверы ввода-вывода;

- локальная и (или) глобальная вычислительные сети;

- рабочие станции диспетчеров;

- программный комплекс.

К административным ресурсам относят:

- организационные структуры, обеспечивающие эксплуатацию объектов;

- эксплуатационно-техническую и распорядительную документацию;

- документацию, регламентирующую взаимодействие с ЕДДС.

4.8. ЕДДС в части решения задач безопасности объектов должны решать следующие основные задачи:

- получение от СМИС информации о прогнозе или возникновении чрезвычайной ситуации, в т.ч. вызванной террористическим актом;

- анализ и оценку достоверности поступившей информации о ЧС, доведение ее до ДДС, в компетенцию которых входит реагирование на принятое сообщение;

- обработку и анализ данных о ЧС, определение ее масштаба и уточнение состава ДДС, привлекаемых для реагирования на ЧС, их оповещение о переводе в высшие режимы функционирования звена (подсистемы) РСЧС;

- оперативное управление аварийно-спасательными службами, пожарными, пожарно-спасательными и аварийно-спасательными формированиями, постановку и доведение до них задач по локализации и ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, принятие необходимых экстренных мер и решений (в пределах установленных вышестоящими органами полномочий);

- обобщение, оценку и контроль данных обстановки, принятых мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, уточнение и корректировку (по обстановке) заранее разработанных и согласованных с городскими службами вариантов решений по ликвидации ЧС;

- постоянное информирование ДДС, привлекаемых к ликвидации ЧС, подчиненных сил постоянной готовности об обстановке, принятых и рекомендуемых мерах;

- представление докладов (донесений) вышестоящим органам управления по подчиненности об угрозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом, сложившейся обстановке, возможных вариантах решений и действиях по ликвидации ЧС (на основе ранее подготовленных и согласованных планов);

- доведение задач, поставленных вышестоящими органами РСЧС, до ДДС и подчиненных сил постоянной готовности, контроль их выполнения и организация взаимодействия;

- обобщение информации о произошедших ЧС (за сутки дежурства), ходе работ по их ликвидации и представление соответствующих докладов по подчиненности.

Режимы функционирования и состав ЕДДС должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 22.7.01.

4.9. СМИС подлежат обязательной установке на потенциально опасных, особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечень которых представлен в [6].

К особо опасным объектам относят:

- ядерно и/или радиационно опасные объекты (атомные электростанции, исследовательские реакторы, предприятия топливного цикла, хранилища временного и долговременного хранения ядерного топлива и радиоактивных отходов);

- объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;

- гидротехнические сооружения 1-го и 2-го классов;

- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов (свыше 20 тыс. тонн) и изотермические хранилища сжиженных газов;

- объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами и склонных к спонтанному разложению с энергией возможного взрыва, эквивалентной 4,5 тоннам тринитротолуола;

- предприятия по подземной и открытой (глубина разработки свыше 150 м) добыче и переработке (обогащению) твердых полезных ископаемых;

- тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.

К технически сложным объектам относят:

- морские порты, аэропорты с основной взлетно-посадочной полосой длиной не менее 1800 м, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены;

- крупные промышленные объекты с численностью занятых более 10 тысяч человек.

К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты (высотные здания, стадионы, крупные торговые центры, киноконцертные залы и т.п.). Отнесение объектов к уникальным проводят на стадии согласования технического проекта.

4.10. Оснащение объектов, указанных в 4.9, СМИС должно осуществляться при проведении:

- проектных, строительных и монтажных работ - для вновь строящихся объектов;

- планового капитального ремонта - для объектов, находящихся в эксплуатации.

Прием в эксплуатацию объектов, указанных в 4.9, без оборудования их СМИС не допускается.

4.11. Программно-технические средства СМИС должны быть сертифицированы в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.12. Обучение специалистов по созданию СМИС, работы по проектированию, установке, приемке и эксплуатации СМИС должны осуществляться в соответствии с Методикой [4] и нормативным документом [6].

 

5. Общие технические требования

 

5.1. Требования к структуре и функционированию

СМИС должна удовлетворять следующим основным требованиям:

- обеспечивать автоматизированный контроль и управление необходимыми для предупреждения и ликвидации ЧС (в т.ч. вызванных террористическими актами) инженерными системами;

- иметь модульную структуру и быть "открытой", обеспечивать при необходимости возможность диспетчеризации и управления вновь устанавливаемым оборудованием инженерных систем;

- допускать возможность объединения с другими информационными системами мониторинга и управления.

В СМИС должны быть предусмотрены автоматический - ручной и дистанционный - местный режимы работы.

СМИС должна иметь открытую архитектуру, допускать последующее расширение как по числу объектов автоматизации, так и по числу функций, а также быть готовой к интеграции с другими системами мониторинга и управления.

СМИС должна базироваться на структурированные информационные кабельные сети.

СМИС должна иметь иерархическую многоуровневую структуру:

уровень 1 - структурированная информационная кабельная система. Использование для организации сетей связи информационной кабельной системы должно обеспечить универсальность и гибкость проектных решений, удобство администрирования и расширяемость системы в будущем;

уровень 2 - первичные датчики и исполнительные устройства, а также устройства согласования сигналов первичных датчиков с входами контроллеров сбора информации;

уровень 3 - контроллеры сбора информации (удаленные модули ввода-вывода), программируемые логические контроллеры, интеллектуальные панели управления оборудованием, рабочие станции управления инженерными системами. В качестве сети передачи данных между этим уровнем и уровнем 4 должна использоваться сеть на базе последовательных интерфейсов EIA/TIA 232 (485). В этой сети следует использовать соответствующие открытые стандартные протоколы цифровой периферии (MODBUS, LONTalk, SNMP и пр.);

уровень 4 - серверы ввода/вывода СМИС. Сервер СМИС должен содержать средства организации обмена информацией с диспетчерскими автоматизированными рабочими местами (на базе локальной вычислительной сети) и контроллерами сбора информации (по объектовым шинам), а также специализированное программное обеспечение на базе SCADA-системы для сбора и архивирования информации, поступающей от инженерных систем. Сервер СМИС должен передавать оперативные данные персоналу объекта через другие информационные сети;

уровень 5 - автоматизированные рабочие места диспетчеров. На этом уровне иерархии на рабочих станциях функционирует специализированное программное обеспечение для мониторинга и управления оборудованием инженерных систем. Сетью связи на этом уровне является локальная сеть объекта. Автоматизированные рабочие места диспетчеров должны быть оснащены общепризнанными геоинформационными системами, открытыми для интеграции с ЕДДС, и другими системами (ERP, SCADA и др.) с возможностью использования различных баз данных под управлением известных систем управления базами данных (MS SQL, ORACLE, DB2).

5.2. Требования к надежности

Срок службы системы должен составлять не менее 10 лет с учетом замены неисправных и выработавших свой ресурс компонентов. Гарантийный срок - 18 мес. с момента ввода в эксплуатацию.

Среднее время наработки на отказ СМИС - не менее 10000 ч.

Среднее время восстановления работоспособности СМИС - не более 30 мин.

Для оперативного устранения неисправностей оборудования должен быть предусмотрен необходимый комплект запасных частей, инструмента и принадлежностей.

5.3. Требования к безопасности

Система должна иметь средства защиты от операторских ошибок персонала, могущих привести к авариям объектовых инженерных подсистем.

Система должна иметь средства документирования действий операторов СМИС.

Технические средства должны обеспечивать защиту персонала от поражения электрическим током в соответствии с требованиями ГОСТ 12.1.030, СНиП 12-03 [7].

Входящие в состав СМИС компоненты не должны оказывать вредного воздействия на здоровье человека.

5.4. Эргономические требования

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих удобный доступ к органам управления.

Автоматизированные рабочие места диспетчеров и руководителей служб должны быть укомплектованы мониторами с экраном по диагонали не менее 395 мм, имеющими разрешающую способность не менее 1280 х 1024 при пропорциональной развертке с частотой кадров в секунду не менее 75 Гц.

5.5. Требования к защите информации

Информационная защита СМИС - по нормативному документу.

5.6. Требования к защите от влияния внешних воздействий

Оборудование СМИС должно быть размещено в металлических или пластиковых шкафах (щитах), обеспечивающих класс защиты не менее IP40 согласно ГОСТ 14254.

Технические средства должны быть работоспособны при атмосферных воздействиях, соответствующих техническим условиям на эти средства.

5.7. Требования к стандартизации и унификации

Проектные решения должны быть унифицированы для всех объектов автоматизации.

5.8. Требования к совместимости

В системе должно быть применено оборудование, совместимое как по физическим интерфейсам, так и по информационным протоколам. В качестве физических интерфейсов и информационных протоколов допускаются только открытые протоколы и стандартизованные интерфейсы, которые по функциям соответствуют требованиям, выданным в рамках исходно-разрешительной документации на объект.

5.9. Требования охраны окружающей среды

Компоненты, входящие в СМИС, и материалы, из которых они изготовлены, не должны оказывать химическое, биологическое, радиационное, механическое, электромагнитное и термическое воздействие на окружающую среду.

Компоненты, входящие в СМИС, при хранении или использовании по назначению не должны выделять в окружающую среду вредные, загрязняющие или ядовитые вещества.

Отходы, образующиеся при изготовлении компонентов, входящих в СМИС, и компоненты, входящие в СМИС после окончания срока годности, подлежат уничтожению и захоронению в соответствии с ГОСТ 3.1603, ГОСТ Р 51769, ГОСТ Р 52108.

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

ПОРЯДОК

СОЗДАНИЯ СТРУКТУРИРОВАННЫХ СИСТЕМ МОНИТОРИНГА

И УПРАВЛЕНИЯ ИНЖЕНЕРНЫМИ СИСТЕМАМИ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ

ОБЪЕКТОВ, ЗДАНИЙ И СООРУЖЕНИЙ И ИХ ИНФОРМАЦИОННОГО

СОПРЯЖЕНИЯ С ЕДИНЫМИ ДЕЖУРНО-ДИСПЕТЧЕРСКИМИ

СЛУЖБАМИ ГОРОДА

 

А.1. Для создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города проводят следующий комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий:

- определение и согласование между администрацией города, органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций и городскими службами состава существующих дежурно-диспетчерских служб, привлекаемых для ликвидации различных видов ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах, а также порядка их взаимодействия и информационного обмена с ЕДДС;

- уточнение городской группировки сил и средств постоянной готовности, определение и согласование основных мероприятий экстренного реагирования, выполнение которых должна организовать ЕДДС в случае ЧС на объектах;

- разработка порядка информационного обеспечения ЕДДС в случае ЧС на объектах;

- совершенствование существующих систем связи и оповещения применительно к задачам и потребностям ЕДДС в части предупреждения или ликвидации последствий ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами, на объектах;

- сопряжение комплекса средств автоматизации ЕДДС со СМИС.

А.2. Основными этапами создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города являются:

- организационный этап, в течение которого решаются организационные вопросы построения СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

- технический этап, в продолжение которого разрабатываются и внедряются программно-технические средства СМИС, а также осуществляется их информационное сопряжение с ЕДДС города.

А.2.1. Для создания СМИС и их информационном сопряжении с ЕДДС города на организационном этапе разрабатывают и утверждают следующие документы:

- положение о СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города;

- инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС;

- дополнения и изменения к действующим инструкциям дежурно-диспетчерских служб (в части их взаимодействия с ЕДДС) и др.

А.3. В целях создания СМИС и их информационного сопряжения с ЕДДС города органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, конкретного города разрабатывают и утверждают в городской администрации: "Положение о СМИС", "Положение о ЕДДС города в части контроля объектов", инструкции об обмене информацией между ДДС объектов, ЕДДС и городскими ДДС, а также другие необходимые нормативно-методические документы.

 

 

 

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

ПРОГРАММА

КОМПЛЕКСНЫХ ИСПЫТАНИЙ

 

Б.1. Приемку СМИС осуществляют специально создаваемой комиссией в ходе приемки всего объекта.

Б.2. Комиссия проводит оценку, проверку и испытания.

Б.2.1. Оценке и проверке подлежат:

- соответствие разработанной СМИС основным требованиям настоящего стандарта;

- соответствие разработанной СМИС перечню обязательных функций СМИС, обеспечивающих решение задач безопасности объектов по типу и назначению объекта отрасли;

- соответствие порядка информационного сопряжения данных от СМИС с единой дежурно-диспетчерской службой города, района;

- наличие подготовленных кадров в части проектирования, создания и эксплуатации СМИС.

Б.2.2. Проверке подвергают:

- комплекс контролирующих средств (датчики и измерительные приборы, исполнительные механизмы, контроллеры);

- многофункциональную кабельную систему;

- сеть передачи информации;

- систему сбора и обработки информации;

- административную систему;

- ЕДДС города в части взаимодействия со СМИС объекта.

Б.2.3. Комиссия проводит:

- проверку на соответствие требованиям технического задания (ТЗ) и технических условий (ТУ) на подключение к ЕДДС;

- проверку качества и полноты эксплуатационной документации;

- автономное испытание СМИС объекта;

- автономное испытание каналов связи между СМИС объекта и ЕДДС города;

- комплексное испытание СМИС объекта в составе ЕДДС города.

Испытания следует проводить по утвержденным установленным порядком методикам.

Б.2.4. Результаты комплексных испытаний

Результаты проведения комплексных испытаний СМИС объекта оформляются в виде протокола комплексных испытаний, где отражают результаты всех проверок и испытаний с указанием:

- назначения каждого вида испытаний или проверки в соответствии с требованиями технического задания;

- перечня лиц, проводивших испытания, с указанием зоны ответственности каждого лица;

- состава технических и программных средств, использованных для проведения каждого испытания;

- перечня методик испытаний и руководящих материалов по обработке и оценке их результатов;

- перечня протоколов автономных испытаний элементов системы;

- перечня носителей информации, хранящих данные объективного контроля, полученные в процессе испытаний;

- обобщенных результатов испытаний;

- выводов о результатах испытаний и соответствии требованиям технического задания.

Б.3. По результатам проведения комплексных испытаний комиссия принимает решение о возможности приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию в составе ЕДДС города. Решение комиссии оформляют актом приемки СМИС объекта в постоянную эксплуатацию, который подписывают все члены комиссии и утверждает председатель комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта.

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] ФЗ                Федеральный закон "О техническом

                      регулировании" от 27 декабря 2002 г.

                      N 184-ФЗ

 

[2]                   Методика оценки и сертификации инженерной

                      безопасности зданий и сооружений,

                      аттестованная Правительственной комиссией по

                      предупреждению и ликвидации чрезвычайных

                      ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

                      (протокол от 25.02.03 N 1)

 

[3] ФЗ                Федеральный закон "О промышленной

                      безопасности опасных производственных

                      объектов" от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ

 

[4]                   Методика оценки систем безопасности и

                      жизнеобеспечения на потенциально опасных

                      объектах, зданиях и сооружениях,

                      аттестованная Правительственной комиссией по

                      предупреждению и ликвидации чрезвычайных

                      ситуаций и обеспечению пожарной безопасности

                      (протокол от 19.12.03 N 9)

 

[5] РД 50-34.698-90   Методические указания. Информационная

                      технология. Комплекс стандартов и

                      руководящих документов на

                      автоматизированные системы.

                      Автоматизированные системы.

                      Требования к содержанию документов

 

[6] СП 11-107-98      Порядок разработки и состав раздела

                      "Инженерно-технические мероприятия

                      гражданской обороны. Мероприятия по

                      предупреждению чрезвычайных ситуаций"

                      проектов строительства

 

[7] СНиП 12-03-2001   Безопасность труда в строительстве.

                      Часть 1. Общие требования

 

 

?????? ??????????? ?????????????-?????????? ??????? ????????.??
  Copyright © 2008 - 2017, www.docload.spb.ru