Бесплатная библиотека всех действующих ГОСТов
www.docload.spb.ru

Все стандарты, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

 

Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 18 декабря 2003 г. N 375-ст

 

Дата введения -

1 января 2005 года

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА, ОСНАЩЕННЫЕ ДВИГАТЕЛЯМИ

С ВОСПЛАМЕНЕНИЕМ ОТ СЖАТИЯ

 

ДЫМНОСТЬ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ.

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

MOTOR VEHICLES, EQUIPPED WITH COMPRESSION IGNITION ENGINES.

VISIBLE POLLUTANTS. NORMS AND METHODS OF THE CONTROL

FOR ESTIMATION OF TECHNICAL CONDITION

 

ГОСТ Р 52160-2003

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации.

2. Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

3. Утвержден и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 18 декабря 2003 г. N 375-ст.

4. Настоящий стандарт соответствует "Соглашению о принятии единообразных условий для периодических технических осмотров колесных транспортных средств и о взаимном признании таких осмотров", принятому в Вене в 1997 г., а также требованиям ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24) "Единообразные предписания, касающиеся: I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности. II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции. III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности. IV. Измерения мощности двигателей" в части дымности сертифицированных автомобилей в режиме свободного ускорения.

Стандарт гармонизирован с Директивой 96/96 ЕС "О принятии единообразных предписаний для стран - членов Сообщества в отношении технического надзора транспортных средств и прицепов" и Директивой 72/306/ЕЕС "О принятии единообразных предписаний стран - членов Сообщества в отношении мер снижения выбросов вредных веществ двигателей с воспламенением от сжатия на транспортных средствах".

5. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

    Настоящий стандарт  устанавливает  нормы  и  методы  измерения

видимых загрязняющих веществ отработавших газов (далее - дымность)

в  режиме  свободного  ускорения  для   автотранспортных   средств

категорий  М , М , М , N , N , N ,  находящихся  в   эксплуатации,

            1   2   3   1   2   3

которые оснащены двигателями с воспламенением от  сжатия  (далее -

автомобилей).

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использована ссылка на ГОСТ Р 41.24-2003 (Правила ЕЭК ООН N 24). Единообразные предписания, касающиеся:

I. Сертификации двигателей с воспламенением от сжатия в отношении дымности.

II. Сертификации автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, сертифицированных по типу конструкции.

III. Сертификации автотранспортных средств с двигателями с воспламенением от сжатия в отношении дымности.

IV. Измерения мощности двигателей.

 

3. Термины и определения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1. Свободное ускорение: увеличение оборотов двигателя автомобиля от минимальной до максимальной частоты вращения без внешней нагрузки при перемещении педали управления подачей топлива (далее - педали) до упора.

                                                  -1

    3.2.  Максимальная частота вращения n   , мин.  : ограниченная

                                         max

регулятором  частота  вращения  вала  двигателя в режиме холостого

хода при нажатой до упора педали.

                                                      -1

    3.3.   Минимальная   частота  вращения  n   , мин.  :  частота

                                             min

вращения  вала  двигателя  в  режиме холостого хода при отпущенной

педали.

3.4. Дымомер: прибор, предназначенный для непрерывного измерения k и N. Характеристики, которым должен соответствовать дымомер, приведены в приложении И к ГОСТ Р 41.24.

3.5. Эффективная база дымомера L, м: длина траектории лучей света при их прохождении через отработавший газ, заполнивший рабочую трубу дымомера в условиях измерения. Значение L определяют в соответствии с И.4 приложения И к ГОСТ Р 41.24 и указывают на дымомере.

3.6. Пробоотборная система: устройство для подачи отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера, изготовленное в соответствии с приложением К к ГОСТ Р 41.24.

                                            -1

    3.7.  Коэффициент  поглощения света k, м  : значение дымности,

измеренное  дымомером по основной шкале индикатора с диапазоном от

0 до бесконечности.

    3.8.  Коэффициент  ослабления  света  N, %: значение дымности,

измеренное  дымомером по вспомогательной линейной шкале индикатора

с диапазоном от 0 до 100%.

    3.9. Дымность отработавших газов в режиме свободного ускорения

       -1

Х ,   м  :  максимальное  значение  коэффициента  поглощения  (см.

 М

приложение Б) <*>, измеренное в режиме свободного ускорения.

    ------------------------------------

    <*> Не приводится.

 

    3.10.   Результат   измерения  дымности  в  режиме  свободного

               -1

ускорения Х , м  : среднеарифметическое значение четырех последних

           M

измерений Х , полученных в соответствии с 5.4.1 и 5.4.2.

           M

                                                               -1

    3.11.   Предельно   допустимое   значение  дымности  X ,  м  :

                                                          L

предельно  допустимое  значение  коэффициента  поглощения в режиме

свободного  ускорения, установленное для автомобиля в соответствии

с 4.2 или 4.3.

3.12. Обкатка автомобиля: пробег автомобиля, установленный предприятием-изготовителем для начального периода эксплуатации, в течение которого должны выполняться особые требования, изложенные в инструкции по эксплуатации автомобиля.

3.13. Автотранспортное средство, находящееся в эксплуатации: автомобиль, прошедший регистрацию в установленном порядке.

 

4. Нормы дымности

 

4.1. Основным нормируемым параметром дымности является коэффициент поглощения света k, вспомогательным - коэффициент ослабления света N. При контроле дымности в эксплуатации могут использоваться дымомеры с линейной шкалой, отградуированной от 0 до 100% ослабления света. Пересчет k в N для дымомера с L, равной 0,43 м, приведен в Приложении А.

    4.2. Дымность  обкатанных  автомобилей  в  режиме   свободного

ускорения не должна превышать значение коэффициента поглощения X ,

                                                                L

указанное в сообщении  об  официальном  утверждении  или  в  знаке

официального утверждения,  нанесенное  на  двигатель/автомобиль, в

соответствии с приложениями А, Б к ГОСТ Р 41.24 или  приложением 2

Директивы 72/306/ЕЕС. Дымность необкатанных автомобилей не  должна

                             -1

превышать более  чем на 0,5 м   значение  коэффициента  поглощения

X .

 L

                   1

    4.3. Дымность Х  автомобилей,  не имеющих  знака  официального

                   M

утверждения,  не  должна  превышать  в режиме свободного ускорения

следующих значений:

         -1

    2,5 м   - для двигателей без наддува;

         -1

    3,0 м   - для двигателей с наддувом.

 

5. Методы контроля

 

5.1. Условия проведения испытаний

5.1.1. Испытания проводят при температуре окружающего воздуха от 0 °С до 35 °С и давлении атмосферного воздуха от 92 до 105 кПа.

5.1.2. Система выпуска, включая систему очистки отработавших газов от загрязняющих веществ, не должна иметь повреждений и быть недоукомплектованной.

5.2. Требования к измерительной аппаратуре и пробоотборной системе

5.2.1. Для измерения k и N следует применять дымомер, соответствующий требованиям приложения И к ГОСТ Р 41.24.

5.2.2. Для измерения температуры масла в поддоне картера двигателя следует применять термометр с диапазоном 0 - 100 °С и погрешностью измерений не более +/- 2,5% верхнего предела измерений.

    5.2.3.   Для   измерения  частоты  вращения  коленчатого  вала

                                                                -1

двигателя следует применять тахометр с диапазоном 0 - 6000  мин.

и  погрешностью  измерений  не  более  +/- 2,5%  верхнего  предела

измерений.

5.2.4. Применяемые при испытаниях средства измерений должны быть поверены в установленном порядке и иметь действующие свидетельства о поверке.

5.2.5. Для подвода отработавших газов из выпускной трубы автомобиля в измерительную камеру дымомера следует использовать пробоотборную систему, обеспечивающую отсутствие утечек газов и подсоса воздуха. Пробоотборная система должна соответствовать требованиям приложения К к ГОСТ Р 41.24.

5.3. Подготовка к измерениям

5.3.1. Устанавливают датчики температуры масла, охлаждающей жидкости и частоты вращения.

5.3.2. Для определения температуры моторного масла или охлаждающей жидкости двигатель запускают и прогревают, используя нагрузочные режимы или многократное повторение циклов свободного ускорения. Температура должна быть в пределах, установленных предприятием-изготовителем, но не ниже 60 °С.

Продолжительность работы прогретого двигателя в режиме холостого хода перед началом измерений должна быть не более 5 мин.

    5.3.3. Измеряют значения n    и n   , которые  должны  быть  в

                              min    max

пределах, установленных предприятием-изготовителем.

5.3.4. Подготовку к измерению дымности на неподвижно стоящем автомобиле проводят в следующей последовательности:

- заглушают двигатель (при его работе);

- затормаживают автомобиль стояночной тормозной системой;

    - устанавливают  противооткатные  упоры  под  колеса   ведущих

мостов  (для  автобусов  категории  М   и   грузовых   автомобилей

                                     3

N , N );

 2   3

- устанавливают зонд для отбора отработавших газов из выпускной трубы в дымомер;

- запускают двигатель;

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передач для автомобилей с автоматической коробкой передач - селектор) в нейтральное положение и включают сцепление.

Примечание. При измерении дымности в помещении необходимо обеспечить вентиляцию этого помещения.

 

5.4. Измерение дымности

    5.4.1. Измерение  дымности  в  режиме   свободного   ускорения

проводят в следующей последовательности:

    - при  работе  двигателя  в  режиме  холостого  хода  на  n

                                                               min

равномерно  перемещают  педаль  за 0,5 - 1,0 с  до  упора.  Держат

педаль в этом положении 2 - 3 с. Отпускают педаль и через 8 - 10 с

приступают к выполнению следующего цикла;

    - циклы свободного ускорения повторяют не менее шести раз;

    - измеряют значения Х  на последних четырех циклах  свободного

                         M

ускорения по максимальному показанию дымомера;

    - измеренные  значения Х  считают  достоверными,  если  четыре

                            M

последовательных  значения  не  образуют  убывающей  зависимости и

                                   -1

располагаются в зоне шириной 0,25 м  ;

    -  определяют   среднеарифметическое   значение  Х',   четырех

                                                      M

последних  измерений  Х ,  которое   принимается   за    результат

                       M

измерения.

    График  изменения  частоты  вращения  (n)  и  дымности  (k)  в

процессе цикла свободного ускорения приведен в приложении Б.

    5.4.2. Дымность автомобилей с  раздельной  выпускной  системой

измеряют  в  каждой  выпускной  трубе.  За   результат   измерения

принимают   максимальное   среднеарифметическое    значение    Х',

                                                                M

полученное в одной из выпускных труб.

 

 

 

 

 

 

Приложение А

(справочное)

 

ПЕРЕСЧЕТ ЗНАЧЕНИЙ k В N (ДЛЯ ДЫМОМЕРА С L, РАВНОЙ 0,43 М)

 

┌───────┬─────┬─────┬────┬─────┬────┬────┬────┬────┬─────────────┐

    -1 │                                                

│k, м   │0,0  │0,1  │0,2 │0,3  │0,4 │0,5 │0,55│0,6 │0,65        

│N, %   │0,0  │4    │8   │11   │15  │20  │21  │23  │24          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │0,7  │0,75 │0,8 │0,85 │0,9 │0,95│1,0 │1,05│1,1         

│N, %   │26   │28   │29  │31   │32  │34  │35  │36  │38          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │1,15 │1,2  │1,25│1,3  │1,35│1,4 │1,45│1,5 │1,55        

│N, %   │39   │40   │42  │43   │44  │45  │46  │47  │49          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │1,6  │1,65 │1,7 │1,75 │1,8 │1,85│1,9 │1,95│2,0         

│N, %   │50   │51   │52  │53   │54  │55  │56  │57  │58          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │2,05 │2,1  │2,15│2,2  │2,25│2,3 │2,35│2,4 │2,45        

│N, %   │59   │59,5 │60  │61   │62  │63  │64  │64,4│65          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │2,5  │2,55 │2,6 │2,65 │2,7 │2,75│2,8 │2,85│2,9         

│N, %   │66   │67   │67,3│68   │69  │69,3│70  │71  │71,3        

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │3,0  │3,05 │3,1 │3,15 │3,2 │3,25│3,3 │3,35│3,4         

│N, %   │72,5 │73   │73,6│72   │75  │75,3│76  │76,3│77          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │3,45 │3,5  │3,55│3,6  │3,65│3,7 │3,75│3,8 │3,85        

│N, %   │77,3 │78   │78,3│79   │79,2│80  │80,1│80,5│81          

├───────┼─────┼─────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────────────┤

    -1 │                                               

│k, м   │3,9  │3,95 │4,0 │4,05 │4,1 │4,15│4,2 │4,25│бесконечность│

│N, %   │81,3 │81,7 │82  │82,5 │83  │83,3│83,7│84  │100         

└───────┴─────┴─────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────────────┘

 

    Примечание. Пересчет значений N в k проводят по формуле:

 

                             1         N

                       k = - - ln(1 - ---),

                             L        100

 

    где:

                                       -1

    k - коэффициент поглощения света, м  ;

    L - эффективная база дымомера, м;

    N - коэффициент ослабления света, %.

 

 

?????? ??????????? ?????????????-?????????? ??????? ????????.??
  Copyright © 2008 - 2017, www.docload.spb.ru