Бесплатная библиотека всех действующих ГОСТов
www.docload.spb.ru

Все стандарты, размещенные на этом сайте, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей.
Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.
Это некоммерческий сайт и здесь не продаются документы. Вы можете скачать их абсолютно бесплатно!
Содержимое сайта не нарушает чьих-либо авторских прав! Человек имеет право на информацию!

 

 

Утвержден

Постановлением

Госстандарта России

от 27 марта 2003 г. N 100-ст

 

Дата введения -

1 января 2004 года

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

АВТОМОБИЛИ С БЕНЗИНОВЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

 

ВЫБРОСЫ ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ С ОТРАБОТАВШИМИ ГАЗАМИ

 

НОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ ПРИ ОЦЕНКЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

 

MOTOR VEHICLES WITH PETROL ENGINES.

EMISSION OF THE EXHAUST GAS POLLUTANTS.

NORMS AND METHODS OF THE CONTROL FOR ESTIMATION

OF TECHNICAL CONDITION

 

ГОСТ Р 52033-2003

 

Предисловие

 

1. Разработан Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт автомобильного транспорта" (НИИАТ) Министерства транспорта Российской Федерации, Государственным научным центром Российской Федерации - Научно-исследовательским автомобильным и автомоторным институтом (ГНЦ НАМИ) и Всероссийским научно-исследовательским институтом метрологической службы Госстандарта России (ВНИИМС).

Внесен Техническим комитетом по стандартизации ТК 315 "Эксплуатация автомобильного транспорта и автотранспортные услуги".

2. Принят и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 27 марта 2003 г. N 100-ст.

3. Введен впервые.

 

1. Область применения

 

    Настоящий   стандарт   распространяется   на   находящиеся   в

эксплуатации  автотранспортные  средства с бензиновыми двигателями

(далее   -    автомобили)   категорий  М , М , М , N , N , N  <1>,

                                        1   2   3   1   2   3

оснащенные  или не оснащенные системами нейтрализации отработавших

газов.

--------------------------------

<1> Определение категорий приведено в соответствии с приложением 7 Сводной резолюции о конструкции транспортных средств (СР.3 документ TRANS/SC.1/WP.29/78/Amend.3).

 

Настоящий стандарт устанавливает нормативные значения содержания в отработавших газах автомобилей оксида углерода и углеводородов, нормативное значение коэффициента избытка воздуха и методы контроля при оценке технического состояния систем автомобиля и двигателя.

Требования настоящего стандарта должны быть обеспечены конструкцией и качеством изготовления автомобилей при производстве и соблюдением правил их технической эксплуатации, установленных предприятиями-изготовителями.

Настоящий стандарт не распространяется на автотранспортные средства, полная масса которых составляет менее 400 кг или максимальная скорость не превышает 50 км/ч.

 

2. Нормативные ссылки

 

В настоящем стандарте использована ссылка на следующий стандарт:

ГОСТ Р 41.83-99 (Правила ЕЭК ООН N 83). Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выбросов загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей.

 

3. Определения и обозначения

 

В настоящем стандарте применяют следующие термины с соответствующими определениями и обозначение:

3.1. Автомобили, находящиеся в эксплуатации: автомобили, прошедшие регистрацию в установленном порядке.

3.2. Рабочая температура охлаждающей жидкости или моторного масла: температура охлаждающей жидкости или моторного масла, рекомендованная предприятием-изготовителем для работающего двигателя.

3.3. Коэффициент избытка воздуха, лямбда: безразмерная величина, представляющая собой отношение массы воздуха, поступившей в цилиндр двигателя, к массе воздуха, теоретически необходимой для полного сгорания поданного в цилиндр топлива, рассчитываемая по результатам анализа состава отработавших газов автомобилей.

3.4. Система нейтрализации отработавших газов: совокупность устройств, включающая в себя, как правило, каталитический нейтрализатор и функционально связанные с ним датчики и управляющие системы, обеспечивающая снижение выбросов загрязняющих веществ с отработавшими газами при работе двигателя в различных режимах.

3.5. Двухкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов, обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах, в основном, оксида углерода и углеводородов.

3.6. Трехкомпонентная система нейтрализации отработавших газов: система нейтрализации отработавших газов с обратной связью (по коэффициенту избытка воздуха лямбда), обеспечивающая снижение содержания в отработавших газах оксида углерода, углеводородов и оксидов азота.

3.7. Диагностический индикатор: световой индикатор, расположенный на панели приборов автомобиля, со стилизованным изображением контура двигателя или надписями "Проверь двигатель" ("Check engine"), "Обслужи двигатель" ("Service engine soon") и т.п., информирующий водителя о появлении неисправностей в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов.

3.8. Встроенная (бортовая) система диагностирования двигателя: совокупность входящих в конструкцию автомобиля устройств, обеспечивающих своевременное информирование водителя о неисправностях в системах управления двигателем и нейтрализации отработавших газов, а также накопление этой информации в процессе эксплуатации.

 

4. Нормативные значения содержания загрязняющих

веществ и коэффициента избытка воздуха

 

    4.1. Содержание оксида углерода и углеводородов в отработавших

газах  определяют  при работе двигателя в режиме холостого хода на

минимальной   (n   )   и   повышенной  (n   )  частотах   вращения

                мин                      пов

коленчатого    вала    двигателя,   установленных   предприятием -

изготовителем автомобиля.

    При    отсутствии   данных,   установленных   предприятием   -

изготовителем автомобиля:

    - значение n   , не должно превышать:

                мин

             -1

    1100 мин.   для автомобилей категорий М  и N ;

                                          1    1

            -1

    900 мин.   для автомобилей остальных категорий;

    - значение n    устанавливают в пределах:

                пов

                       -1

    2500  -  3500  мин.   для автомобилей  категорий  М  и N ,  не

                                                       1    1

оборудованных системами нейтрализации;

                       -1

    2000   -  3500 мин.   для   автомобилей  категорий  М   и  N ,

                                                         1      1

оборудованных системами нейтрализации;

                        -1

    2000   -   2800 мин.    для  автомобилей  остальных  категорий

независимо от их комплектации.

4.2. Содержание оксида углерода и углеводородов (объемные доли) должно быть в пределах данных, установленных предприятием - изготовителем автомобиля, но не более значений, указанных в таблице 1.

 

Таблица 1

 

┌────────────────────────────────────┬────────┬─────────┬────────┐

    Комплектация автомобиля <1>     │Частота │  Оксид  │Углево- │

                                    │вращения│углерода,│дороды, │

                                    │коленча-│объемная │объемная│

                                    │того    │ доля, % │доля,  

                                    │вала                 -1 

                                                     │млн.   

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М , М , М , N ,│n       │4,5      │-      

                      1   2   3   1 │ мин                    

│N , N , произведенные до 01.10.1986 │                        

│ 2   3                                                      

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М  и N , не    │n       │3,5      │1200   

                      1    1        │ мин                    

│оснащенные системами нейтрализации  ├────────┼─────────┼────────┤

│отработавших газов <2>              │n       │2,0      │600    

                                    │ пов                    

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М , М , N , N ,│n       │3,5      │2500   

                      2   3   2   3 │ мин                    

│не оснащенные системами             ├────────┼─────────┼────────┤

│нейтрализации отработавших газов <2>│n       │2,0      │1000   

                                    │ пов                    

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М  и N ,       │n       │1,0      │400    

                      1    1        │ мин                    

│оборудованные двухкомпонентной      ├────────┼─────────┼────────┤

│системой нейтрализации отработавших │n       │0,6      │200    

│газов                               │ пов                    

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М , М , N , N ,│n       │1,0      │600    

                      2   3   2   3 │ мин                    

│оборудованные двухкомпонентной      ├────────┼─────────┼────────┤

│системой нейтрализации отработавших │n       │0,6      │300    

│газов                               │ пов                    

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М  и N  с      │n       │0,5      │100    

                      1    1        │ мин                    

│трехкомпонентной системой нейтрали- ├────────┼─────────┼────────┤

│зации отработавших газов и те же    │n       │0,3      │100    

│автомобили, оборудованные встроенной│ пов                    

│(бортовой) системой диагностирования│                        

│<3>                                                         

├────────────────────────────────────┼────────┼─────────┼────────┤

│Автомобили категорий М , М , N , N  │n       │0,5      │200    

                      2   3   2   3 │ мин                    

│с трехкомпонентной системой нейтра- ├────────┼─────────┼────────┤

│лизации отработавших газов и те же  │n       │0,3      │200    

│автомобили, оборудованные встроенной│ пов                    

│(бортовой) системой диагностирования│                        

│<3>                                                         

├────────────────────────────────────┴────────┴─────────┴────────┤

    <1> В эксплуатационных документах автомобиля предприятие-  

│изготовитель указывает штатную комплектацию автомобиля         

│оборудованием для снижения выбросов загрязняющих веществ       

│(далее - вредные выбросы); предельно допустимое содержание     

│оксида углерода, углеводородов и допустимый диапазон значений  

│коэффициента избытка воздуха лямбда.                           

    <2> Для автомобилей с пробегом до 3000 км нормативные      

│значения содержания оксида углерода и углеводородов в          

│отработавших газах установлены технологическими нормами        

│предприятия-изготовителя.                                      

    <3> Дополнительные требования для автомобилей этой группы  

│установлены в 4.3 и 6.4.3.                                     

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

    4.3.  Значение  коэффициента  избытка  воздуха лямбда в режиме

холостого    хода    на    n      у   автомобилей,   оборудованных

                            пов

трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов, должно

быть  в пределах данных, установленных предприятием-изготовителем.

Если  данные  предприятия-изготовителя отсутствуют или не указаны,

значение  коэффициента  избытка  воздуха   лямбда  должно  быть от

0,97 до 1,03.

4.4. Системы, агрегаты, узлы и детали автомобиля, влияющие на выброс загрязняющих веществ, должны быть сконструированы, изготовлены и установлены таким образом, чтобы эти выбросы не превышали установленных настоящим стандартом в период всего срока эксплуатации автомобиля при условии соблюдения правил эксплуатации и технического обслуживания, указанных в прилагаемой к автомобилю инструкции (руководстве).

 

5. Требования к техническому состоянию систем

автомобиля и двигателя

 

5.1. Техническое состояние систем автомобиля и двигателя в соответствии с разделом 3 приложения 4 ГОСТ Р 41.83 должно соответствовать требованиям, указанным в таблице 2.

 

Таблица 2

 

Система автомобиля

Требования к техническому состоянию    

Система выпуска   
отработавших газов

Комплектность (отсутствие элементов системы
выпуска не допускается); герметичность     
(отсутствие механических пробоев и сквозной
коррозии; при работе двигателя на холостом 
ходу в соединениях и элементах системы     
выпуска отработавших газов не должно быть  
утечек, а для автомобилей, оборудованных   
системой нейтрализации отработавших газов, 
не допускаются утечки в атмосферу, минуя   
нейтрализатор)                             

Система нейтрализа-
ции отработавших  
газов и другое    
оборудование для  
снижения вредных  
выбросов          

Комплектность (отсутствие или несоответствие
эксплуатационным документам элементов      
системы нейтрализации, системы улавливания 
паров топлива, рециркуляции отработавших   
газов, экономайзера принудительного        
холостого хода и т.п. не допускается)      

Система вентиляции
картера           

Комплектность; герметичность (рассоединение
трубок в системе вентиляции картера        
двигателя, утечка картерных газов через    
различные неплотности в атмосферу не       
допускаются)                               

Встроенная система
диагностирования  
двигателя         

Функционирование диагностического индикатора
соответствует исправной работе двигателя и 
его систем (диагностический индикатор при  
работе двигателя выключен)                 

 

5.2. Проверку автомобилей на соответствие требованиям 4.2, 4.3 и 5.1 рекомендуется проводить в случаях, перечисленных в Приложении А.

 

6. Методы измерений

 

6.1. Общие требования

6.1.1. Атмосферные условия при проведении измерений нормируемых компонентов в отработавших газах автомобиля должны находиться в следующих пределах:

- температура окружающего воздуха - от минус 10 до плюс 35 °С;

- атмосферное давление - от 92,0 до 105,3 кПа (от 690 до 790 мм рт. ст.).

6.1.2. При измерениях следует применять газоанализаторы, тахометры и пр. (далее - приборы), соответствующие требованиям Приложения Б и имеющие действующие свидетельства о поверке.

Температура окружающего воздуха, атмосферное давление, относительная влажность в месте расположения прибора и другие условия его использования должны соответствовать требованиям, указанным в инструкции по эксплуатации предприятия - изготовителя прибора.

6.2. Подготовка к проведению измерений

6.2.1. Внешним осмотром проверяют наличие на автомобиле систем и устройств, обеспечивающих снижение вредных выбросов. В случае несоответствия фактической комплектации автомобиля установленной предприятием-изготовителем измерения не проводят.

6.2.2. Перед измерением двигатель автомобиля прогревают до температуры не ниже рабочей температуры моторного масла или охлаждающей жидкости, указанной в инструкции по эксплуатации автомобиля, но не ниже 60 °С.

6.2.3. После прогрева двигателя автомобиль подготовляют к измерениям в следующем порядке:

- устанавливают рычаг переключения передач (избиратель передачи для автомобилей с автоматической коробкой передач) в нейтральное положение;

- затормаживают автомобиль стояночным тормозом и заглушают двигатель;

- подключают датчики тахометра и измерителя температуры масла (при его наличии в комплекте измерительного оборудования);

- вводят пробоотборный зонд газоанализатора в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм от среза (при косом срезе выпускной трубы глубину отсчитывают от короткой кромки среза);

- полностью открывают воздушную заслонку карбюратора (при наличии карбюратора).

6.3. Проведение измерений на автомобилях, не оснащенных системами нейтрализации отработавших газов

6.3.1. Перед проведением измерений проверяют и устанавливают нулевые показания газоанализатора на шкалах измерения СО и СН.

    6.3.2. Измерения проводят в следующем порядке:

    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления

дроссельной  заслонкой,  увеличивают  частоту вращения коленчатого

вала двигателя до n    и работают в этом режиме не менее 15 с;

                   пов

    -   отпускают   педаль   управления   дроссельной   заслонкой,

устанавливая   минимальную  частоту  вращения  вала  двигателя 

соответствии с 4.1), и не ранее чем через 30 с измеряют содержание

оксида углерода и углеводородов;

    -  устанавливают  повышенную  частоту  вращения вала двигателя

n    и не ранее чем через 30 с измеряют содержание оксида углерода

 пов

и углеводородов.

    6.4. Проведение измерений на автомобилях, оснащенных системами

нейтрализации отработавших газов

    6.4.1.  Перед  проведением измерений проверяют и устанавливают

нулевые  показания  газоанализатора  на  шкалах измерения СО, СН и

СО .

  2

    6.4.2. Измерения выполняют в следующем порядке:

    -   запускают   двигатель,   нажимая   на   педаль  управления

дроссельной заслонкой, увеличивают частоту вращения вала двигателя

до  n   ,  выдерживают  этот  режим  в  течение  2  -  3 мин. (при

     пов

температуре  окружающего  воздуха  ниже 0 °С - 4 - 5 мин.) и после

стабилизации  показаний  измеряют  содержание  СО, СН  и фиксируют

значение коэффициента избытка воздуха лямбда;

    -  устанавливают  минимальную  частоту вращения вала двигателя

n       соответствии  с  4.1) и не ранее чем через 30 с измеряют

 мин

содержание оксида углерода и углеводородов. Приступать к измерению

на n     следует не позднее чем через 30 с после проверки в режиме

    мин

n   .

 пов

6.4.3. На автомобилях, оснащенных трехкомпонентной системой нейтрализации отработавших газов и встроенной системой диагностирования, перед измерением содержания СО и СН проверяют работоспособность двигателя и системы нейтрализации по показаниям диагностического индикатора, расположенного на приборной панели:

- при включении зажигания перед пуском двигателя диагностический индикатор должен быть включен или включаться на короткий промежуток времени; при отсутствии соответствующего сигнала диагностического индикатора после включения зажигания дальнейшую процедуру проверки прекращают;

- после пуска двигателя диагностический индикатор должен выключиться; в случае, если диагностический индикатор при работе двигателя остается во включенном состоянии, дальнейшую процедуру проверки прекращают.

Примечания:

1. При наличии раздельных выпускных систем у автомобиля измерение следует проводить в каждой из них. За результат измерения принимают максимальные значения содержания оксида углерода и углеводородов.

2. При проведении измерений или регулировке двигателя в закрытом помещении газоотвод, надеваемый на выпускную трубу автомобиля, должен иметь закрывающееся отверстие для введения пробоотборника газоанализатора.

3. Результаты измерений регистрируют в журнале (Приложение В).

 

 

 

 

 

Приложение А

(рекомендуемое)

 

УСЛОВИЯ

ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ НА СООТВЕТСТВИЕ

ТРЕБОВАНИЯМ НАСТОЯЩЕГО СТАНДАРТА

 

Проверки могут быть проведены:

- на предприятиях, изготовляющих двигатели и автомобили, при приемочных, периодических и контрольных испытаниях серийной продукции;

- при сертификационных испытаниях;

- при контроле технического состояния находящихся в эксплуатации автомобилей в установленном порядке специально уполномоченными органами;

- на предприятиях, эксплуатирующих и обслуживающих автомобили, при техническом обслуживании, ремонте и регулировке агрегатов, узлов и систем, влияющих на изменение содержания нормируемых компонентов в отработавших газах;

- на предприятиях, осуществляющих капитальный ремонт автомобилей.

 

 

 

 

 

Приложение Б

(обязательное)

 

ТРЕБОВАНИЯ К ПРИБОРАМ

 

Б.1. Метрологические и технические характеристики газоанализаторов

Б.1.1. Применяют для измерения содержания нормируемых компонентов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями:

- не оснащенных системами нейтрализации или оснащенных двухкомпонентными (окислительными) системами нейтрализации - двухканальные газоанализаторы, предназначенные для измерения содержания оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в пересчете на гексан;

    -   оснащенных  трехкомпонентными  системами   нейтрализации -

четырехканальные  газоанализаторы,  предназначенные  для измерения

содержания СО, СН, диоксида углерода (СО ) и кислорода (О ).

                                        2                2

    Четырехканальные газоанализаторы могут быть также использованы

для  проведения  измерений на автомобилях, не оснащенных системами

нейтрализации    или    оснащенных   двухкомпонентными   системами

нейтрализации.

    Б.1.2. Применяют для измерения содержания:

    -  СО,  СН  и  СО   в  отработавших  газах  -  газоанализаторы

                     2

непрерывного   действия,   принцип  действия  которых  основан  на

инфракрасной спектроскопии;

    - О  - электрохимический сенсор.

       2

    Б.1.3.  Четырехканальные  газоанализаторы, предназначенные для

измерения  содержания  СО, СН, СО  и О , должны соответствовать по

                                 2    2

метрологическим  характеристикам  приборам  классов  0; I или II в

соответствии  с  классификацией,  изложенной  в [1]. Двухканальные

газоанализаторы  (СО  и СН) должны соответствовать приборам класса

II.

Б.1.4. Газоанализаторы должны быть укомплектованы пробоотборным зондом, который вставляют в выпускную трубу автомобиля на глубину не менее 300 мм и удерживают в фиксированном положении с помощью специального устройства. Конструкция пробоотборного зонда должна обеспечивать подачу пробы в газоанализатор без изменения ее состава.

Б.1.5. Минимальные диапазоны измерений газоанализаторов указаны в таблице Б.1.

 

Таблица Б.1

 

┌─────────────┬──────────────────────────────────────────────────┐

│Класс прибора│        Диапазон измерений, объемная доля        

             ├───────┬────────────┬───────────────┬─────────────┤

                                                         -1 │

             │ СО, % │   СО , %        О , %       СН, млн.  

                         2            2                    

├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤

│0; I         │0 - 5  │0 - 16      │0 - 21         │0 - 2000    

├─────────────┼───────┼────────────┼───────────────┼─────────────┤

│II           │0 - 7  │0 - 16      │0 - 21         │0 - 3000    

└─────────────┴───────┴────────────┴───────────────┴─────────────┘

 

Б.1.6. Пределы допускаемой абсолютной (ДЕЛЬТА) или относительной (дельта) погрешности (что больше) измерения объемной доли компонентов для газоанализаторов разных классов должны соответствовать указанным в таблице Б.2.

 

Таблица Б.2

 

┌───────┬────────────────┬───────────────────────────────────────┐

│ Класс │  Погрешность     Пределы допускаемой погрешности <1> 

                       ├────────┬─────────┬─────────┬──────────┤

                          СО      СО        О       СН    

                                    2        2            

├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

│0      │Абсолютная <2>  │+/- 0,03│+/- 0,5  │+/- 0,1  │+/- 10   

       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

       │Относительная   │+/- 3%  │+/- 4%   │+/- 3%   │+/- 5%   

├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

│I      │Абсолютная <2>  │+/- 0,06│+/- 0,5  │+/- 0,1  │+/- 12   

       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

       │Относительная   │+/- 4%  │+/- 4%   │+/- 4%   │+/- 5%   

├───────┼────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

│II     │Абсолютная <2>  │+/- 0,2 │+/- 1    │+/- 0,2  │+/- 20   

       ├────────────────┼────────┼─────────┼─────────┼──────────┤

       │Относительная   │+/- 6%  │+/- 6%   │+/- 6%   │+/- 6%   

├───────┴────────────────┴────────┴─────────┴─────────┴──────────┤

    <1> Абсолютная или относительная, что больше.              

    <2> Абсолютная погрешность измерения объемной доли оксида  

│углерода и кислорода указана в процентах, объемной доли        

│углеводородов - в миллионных долях.                            

└────────────────────────────────────────────────────────────────┘

 

    Б.1.7.   Газоанализаторы   должны   обеспечивать  измерения  с

пределами  погрешности,  указанными в таблице  Б.2,  при следующих

условиях:

    - температура окружающего воздуха - (20 +/- 5) °С;

    - относительная влажность воздуха - (65 +/- 15)%;

    - атмосферное давление - (101,3 +/- 1,5) кПа;

                                  -15

    - напряжение питания - 220 В (---)%.

                                  +10

Б.1.8. Нормы дополнительных погрешностей газоанализаторов, обусловленных изменениями каждой из влияющих величин по Б.1.7, должны быть в пределах, установленных стандартами или техническими условиями на газоанализаторы конкретных типов.

Б.1.9. Четырехканальные газоанализаторы должны иметь программное обеспечение, позволяющее рассчитывать коэффициент лямбда по формуле:

 

                                Н                   О

                 [СО]            сv       3,5        сv

         [СО ] + ---- + [О ] + (--- х ----------- - ---) ([СО ] + [СО])

            2      2      2      4          [СО]     2       2

                                      3,5 + -----

                                            [СО ]

                                               2

лямбда = --------------------------------------------------------------, (1)

                       Н     О

                        сv    сv

                  (1 + --- - ---) ([СО ] + [СО] + (К  [СН]))

                        4     2       2             1

 

    где:

    [СО ],  [СО], [О ] - объемная доля диоксида, оксида углерода и

       2            2

кислорода соответственно, %;

    Н   -  отношение числа атомов водорода к числу атомов углерода

     сv

в бензине, Н   = 1,7261;

            сv

    О   - отношение числа атомов кислорода к числу атомов углерода

     сv

в бензине, О   = 0,0176;

            сv

    К   -   поправочный   коэффициент   для  пересчета  содержания

     1

углеводородов,   измеренного   инфракрасным  методом,  на  гексан.

           -4

К  = 6 х 10  , если сумма углеводородов выражена в объемных  долях

 1

     -1

(млн.  ) гексана.  Значение  К  может  быть уточнено изготовителем

                              1

прибора;

    [СН]  -  объемная  доля  углеводородов  в пересчете на гексан,

    -1

млн.  .

    Б.1.10.  Время  установления  выходного сигнала (показаний) не

должно превышать, с:

    - 30 - для каналов измерения СО, СО  и СН;

                                       2

    - 60 - для канала измерения О .

                                 2

    Б.1.11.    Газоанализаторы   должны   быть   градуированы   по

многокомпонентным  смесям,  содержащим не менее трех компонентов с

указанными ниже диапазонами объемных долей:

    - для четырехканальных газоанализаторов:

    СО - 0,3% - 5%;

    СО  - 4% - 16%;

      2

                        -1

    СН - 100 - 2000 млн.  ;

    О  - 0,5% - 20,9%;

     2

    газ-разбавитель  -  азот или воздух (для смесей, не содержащих

кислород);

    - для двухканальных газоанализаторов:

    СО - 0,5% - 7%;

    СО - 4% - 16%;

      2

                        -1

    СН - 100 - 2500 млн.  ;

    газ-разбавитель - азот  или  воздух.

Число многокомпонентных смесей, применяемых для градуировки газоанализаторов, установлено инструкциями по их эксплуатации.

Отношение погрешности, с которой установлено содержание компонента в поверочной газовой смеси, к пределу допускаемой основной погрешности газоанализатора должно быть не более 1/3. В обоснованных случаях допускается увеличение отношения до 1/2.

Б.1.12. Допускается применять газоанализаторы, работа которых основана на других принципах действия, соответствующие приведенным выше требованиям.

Б.2. Требования к тахометрам

    Тахометры  должны  обеспечивать  измерения  в двух минимальных

диапазонах  частоты  вращения  коленчатого вала двигателя: от 0 до

         -1                    -1

1200 мин.   и от 0 до 6000 мин.   с погрешностью не более +/- 2,5%

верхнего предела измерений.

Б.3. Требования к измерителям температуры масла

Температура масла должна быть измерена в диапазоне от 20 до 100 °С с погрешностью не более +/- 2,5 °С.


 

Приложение В

(рекомендуемое)

 

ЖУРНАЛ ЗАПИСИ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК АВТОМОБИЛЕЙ

НА СООТВЕТСТВИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИМ ТРЕБОВАНИЯМ

 

┌─────┬──────┬─────┬──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┬────┬─────┐

│Дата │Модель│Реги-│Комп- │              Содержание вредных выбросов в отработавших газах               │Лич-│При- │

│изме-│авто- │стра-│лекта-├─────────────────────────┬─────────────────────────┬─────────────────────────┤ная │меча-│

│рения│мобиля│цион-│ция        до регулировки          после регулировки            по норме         │под-│ние 

           │ный  │авто- ├─────────┬─────────┬─────┼─────────┬─────────┬─────┼─────────┬─────────┬─────┤пись│    

           │знак │мобиля│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│  Оксид  │Углеводо-│Коэф-│        

                      │углерода │роды     │фици-│углерода │роды     │фици-│углерода │роды     │фици-│        

                                        │ент                    │ент                    │ент          

                                        │лямб-│                  │лямб-│                  │лямб-│        

                                        │да                     │да                     │да           

                      ├────┬────┼────┬────┤     ├────┬────┼────┬────┤     ├────┬────┼────┬────┤             

                      │n   │n   │n   │n        │n   │n   │n   │n        │n   │n   │n   │n                

                      │ мин│ пов│ мин│ пов│     │ мин│ пов│ мин│ пов│     │ мин│ пов│ мин│ пов│             

├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤        

├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤        

├─────┼──────┼─────┼──────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┼────┼────┼────┼────┼─────┤        

└─────┴──────┴─────┴──────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴────┴────┴────┴─────┴────┴─────┘

 

 

 

 

 

Приложение Г

(справочное)

 

БИБЛИОГРАФИЯ

 

[1] International Standard/Recommendation ISO 3930/OIMLR99, Edition 2000 Instruments for measuring vehicle exhaust emissions

 

 

?????? ??????????? ?????????????-?????????? ??????? ????????.??
  Copyright © 2008 - 2017, www.docload.spb.ru